Инкотермс 2010 и его отличия от Инкотермс 2000

Важные моменты, которые отличают Инкотермс 2010 от прошлого издания – 2000 изложены в 4 абзацах:

** Условия: DAP и DAT. В Инкотермс 2010 было сокращено количество терминов с 13 до 11, было издано два новых (DAP — delivered at place — поставка до пункта, DAT — delivered at terminal — поставка до терминала), они могут применятся в качестве мультимодальных. Термины (DAF, DES, DEQ, и DDU) были выведены из оборота.

  • DAT поставка до терминала, пункт был заменен на DEQ: товар передается покупателю неразгруженным. В отличие от DEQ — DAT применим во время мультимодальных перевозок.
  • DAP (поставка товара до пункта назначения). DAPзаменил DAF, DES и DDU, предусматривает поставку товара для разгрузки, перегрузки под таможенным контролем или растаможки.

**Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF:

  • В условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт). Incoterms 2000 — риск во время поставки при этих трех условиях переходил на покупателя после доставки груза до борта.
  • Согласно Инкотермс 2010, переход рисков наступает после отгрузки товара на борт судна.

Incoterms 2010

 

 

  • Группа Е – обязательства продавца ограничены передачей товара покупателю.
  • Группа F – обязательства продавца заключаются в отправке груза, им не оплачивается основная перевозка.
  • Группа С – продавец платит за перевозку без принятия рисков.
  • Группа D – предусматривает максимальные риски и расходы продавца. Продавец доставляет товар в оговоренное место.
  • Группа С (CIF и CIP) предусматривает страховку товара, в группе D (DDP) оплачиваются импортные пошлины.

Категория «Е» — Отгрузка

 

EXW: любые виды транспорта

EX Works ( … named place)

Франко завод ( …название места)

Переход рисков: В момент передачи товара на складе продавца.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

 

Категория «F» — перевозка не оплачивается продавцом

 

FCA: любые виды транспорта

Free Carrier (…named place)

Франко перевозчик (…название места)

Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

FAS: морские и внутренние водные перевозки

Free Alongside Ship (… named port of shipment)

Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)

Переход рисков: В момент размещения товара вдоль борта судна.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

FOB: морские и внутренние водные

Free On Board (… named port of shipment)

Франко борт (… название порта отгрузки)

Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

 

Категория «C» — перевозка товара оплачивается продавцом

 

CFR: морские и внутренние водные перевозки

Cost and Freight (… named port of destination)

Стоимость и фрахт (… название порта назначения)

Переход рисков: С момента погрузки на борт судна.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

CIF: морские и внутренние водные перевозки

Cost, Insurance and Freight (… named port of destination)

Стоимость, страхование, фрахт (порт назначения).

Переход рисков: С момента полной погрузки товара на борт судна.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

CIP: любые виды транспорта

Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination)

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (….места назначения).

Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

CPT: любые виды транспорта

Carriage Paid To (… named place of destination)

Фрахт/перевозка оплачены до (назначения).

Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

 

Категория «D» — Доставка

 

DAT: любые виды транспорта

Delivered At Terminal (… named terminal of destination)

Поставка на терминале (… название терминала)

Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

DAP: любые виды транспорта

Delivered At Piont (… named point of destination)

Поставка в пункте (… название пункта)

Риски: В момент доставки товара в пункт указанный покупателем.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя.

DDP: любые виды транспорта

Delivered Duty Paid (… named place of destination)

Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения).

Переход рисков: В момент передачи товара в распоряжение покупателя.

Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

Импортные таможенные формальности: Ответственность продавца.

DDU, DAF, DEQ, DES исключены из ИНКОТЕРМС.

 

Вступление ИНКОТЕРМС 2010 в действие

 

International Commercial Terms вступил в силу 1 января 2011 года после публикации Международной торговой палатой. Согласно указу Украины «О применении международных правил интерпретации коммерческих терминов» от 04.10.94 N 567/94, обязательна к применению редакция 2000 года.

 

КОГДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ ИНКОТЕРМС 2010 ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ГРУЗОВ

 

В классификаторе Incoterms 2010 появились новые условия поставки (DAT и DAP), которые применяются при декларировании товаров. При этом ГТС оговаривает момент, что поставка товаров по кодам DAT и DAP не будет осуществляться при заключении контрактов. Государственный таможенный орган считает, что применение Инкотермс 2010 зависит от вида контакта; препятствие составляет лишь выбор украинского права.

В законодательном массиве отдаётся предпочтение закону «О внешней экономической деятельности». Согласно 6 статье становится возможным использовать право, указанное сторонами контракта или право страны продавца. Если контракт выведен из правового поля описанным ранее способом об иностранном праве, то его можно базировать под Инкотермс 2010 и заявлять соответствующие новые коды поставки в таможенной декларации.

 

Есть ли повод для беспокойства

 

Если в контракте используются предыдущие версии Инкотермс либо они не используются вообще, то можно не переживать по поводу вступивших в силу изменений.

В случаях, когда контракт ссылается на Инкотермс, важно знать о том, что с 1.01.2011 года появилась ссылочная система. Начиная с первого января этого года, ссылка будет вести на Инкотермс 2010, если сторонами не было оговорено иное. При составлении контрактов важно учесть изменения в классификаторе и внести их в уже существующие договора.

Важные изменения

  1. Были вычеркнуты правила DAF, DES, DEQ и DDU, вместо них введены пункты DAP – доставка до места, DAT- доставка груза на терминал.
  2. Было создано 2 класса классификатора : правила для любых видов транспорта и для морских и речных перевозок.
  3. Отныне правила применимы, как для внутренних, так и для международных поставок.
  4. Введены ссылки, позволяющие просматривать электронную версию документа.
  5. Пересмотрено страховое покрытие.
  6. Были распределены расходы по хранению грузов на терминале.

 

СМЫСЛ ИННОВАЦИЙ ИНКТОТЕРМС 2010

 

ICC были сделаны замены:

  • DAP – доставка до места, применима вместо DAF, DES и DDU.
  • DAT- доставка на терминал заменила DEQ.

Из-за путаницы и неправильного выбора условий было принято решение о сокращении некоторых пунктов международного классификатора. Новые условия не влияют на выбор транспортных средств. Во время установления таможенной стоимости важно учитывать: при условиях использования DAT в стоимость товара уже включены затраты на перевозку до терминала и разгрузку, но не включены затраты, связанные со страхованием.

При использовании DAP в фактурную стоимость включены затраты на перевозку, без страхования и разгрузки. Новые правила ввели обязательства обеих сторон предоставлять информацию по запросу в случае импортно/экспортной очистки, это помогает точнее определить таможенную стоимость.

 

Сравнения и уточнения ИНКОТЕРМС 2000 (Incoterms 2000)

 

Основная цель Инкотермс предусматривает обеспечение населения торговыми терминами, международными правилами и их толкованием. Важно, чтобы при заключении важных договоров стороны включали в документ ссылку на действующий вариант международного классификатора. Отсутствие ссылки на новый вариант Инкотермс, зачастую, приводит к разногласиям.

В 1990 году Incoterms представлял собой свод правил, состоящий из 4 категорий. Они отличались по существу:

  • термин, согласно которому осуществляется передача товара покупателю на своей территории («E» — термин — EX WORKS);
  • вторая группа. Продавец обязуется поставить товар перевозчику, которого назначает покупатель («F» — термины — FCA, FAS и FOB).
  • «C» — термины, в соответствии с которыми продавец заключает договор на поставку, но не принимает на себя риск потерь, повреждения товара или дополнительные затраты из-за любых событий после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP);
  • «D» — термины, при которых продавец несет все расходы и риски, которые необходимы для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

 

ИНКОТЕРМС 2000

 

 

Группа «Е» — Отправление

EXW: Франко завод (… название места)

Группа «F» — Основная перевозка не оплачена

FCA: Франко перевозчик (… название места назначения)

FAS: Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)

FOB: Франко борт (… название порта отгрузки)

Группа «С» — Основная перевозка оплачена

CFR: Стоимость и фрахт (… название порта назначения)

CIF: Стоимость, страхование и фрахт (… название порта назначения)

CPT: Фрахт/перевозка оплачены до (… название места назначения)

CIP: Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название места назначения)

Группа «D» — Прибытие

DAF: Поставка до границы (… название места доставки)

DES: Поставка с судна (… название порта назначения)

DEQ: Поставка с пристани (… название порта назначения)

DDU: Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)

DDP: Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

Правила Инкотермс построены на обязательстве продавца по поставке, а точнее, распределяют обязанности между продавцом и покупателем. Если люди сотрудничают много лет, то выстраивают коммерческие отношения. Они придерживаются этой практики и при заключении последующих сделок включают пункты Инкотермс 2000 в договор.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

 

«E» (минимальные обязательства для продавца) — продавец передает товар покупателю в оговоренном месте. На практике продавец помогает погрузить товар в транспортное средство покупателя. В случаях, когда покупатель хочет большего, это условие следует прописать в договоре.

 

«F» — предусматривает доставку товара продавцом согласно инструкциям покупателя. Случаи, при которых поставка может быть завершена:

  • местом отгрузки является помещение покупателя;
  • при погрузке товара в транспортное средство покупателя;
  • товар предоставлен в распоряжение покупателя без отгрузки с транспортного средства продавца.

 

«C» — согласно терминам в интересы продавца входит заключение договора перевозки за свой счет. Обязательно указываются подробности оплаты транспортных расходов. Пункты CIF и CIP предусматривают страховку и расходы со стороны продавца.

 

«D» — продавец отличает за поставку товара в назначенное место – пункт на границе или стране импортера. Продавец несет все риски и расходы по доставке до момента передачи груза. Согласно терминам «D», за исключением DDP, продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта в стране назначения.

 

ВИД ТРАНСПОРТИРОВКИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ТЕРМИН ИНКОТЕРМС 2000

 

Группа Е

EXW: Франко завод (… название места)

Группа F

FCA: Франко перевозчик (… название места назначения)

Группа С

CPT: Фрахт/перевозка оплачены до (… название места назначения)

CIP : Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название места назначения)

Группа D

DAF: Поставка до границы (… название места доставки)

DDU: Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)

DDP: Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

Только морской и внутренний водный транспорт

Группа F

FAS: Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)

FOB: Франко борт (… название порта отгрузки)

Группа C

CFR: Стоимость и фрахт (… название порта назначения)

CIF: Стоимость, страхование и фрахт (… название порта назначения)

Группа D

DES: Поставка с судна (… название порта назначения)

DEQ: Поставка с пристани (… название порта назначения)

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПЕРЕХОД РИСКОВ В ИНКОТЕРМС 2000

 

«Франко завод» означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке тогда, когда предоставил товар покупателю на своем предприятии, заводе, фабрике, складе. Продавец не отвечает за погрузку товара и за таможенную очистку для экспорта. Этот термин возлагает минимальные обязанности на продавца. Расходы и риски несет покупатель. Все пожелания и поправки должны быть согласованы в контракте. Если продавец соглашается нести все расходы и риски, то применяется термин FCA.

 

Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставляет товар, прошедший таможенную очистку. Если поставка осуществляется на территории продавца, то он несет ответственность за товар. Если она осуществляется в другое место, то продавец не несет ответственность за груз. Этот термин применим ко всем видам транспорта, перевозчиком является любое лицо, указанное в договоре. В случаях, когда покупатель просит принять товар лицо, не являющееся перевозчиком, то продавец считается выполнившим свои обязанности по передаче груза.

 

«Франко вдоль борта» означает, что продавец выполнил поставку тогда, когда товар выгружен вдоль борта судна на причале либо лихтерах. С этого момента все риски и расходы переходят к покупателю. Согласно условиям FAS продавец обязуется осуществить таможенную очистку от экспорта. Этот термин применим исключительно к морским перевозкам.

 

«Франко борт» — продавцом была осуществлена поставка, и товар перешел на судно в указанном в контракте порту. Все расходы и риски несет покупатель. Расходы по таможенной очистке несет продавец согласно термину FOB, применяется только для перевозки грузов морским транспортом.

 

«Стоимость и фрахт» — продавец выполнил свои обязательства после того, как товар перешел через поручни судна в указанном порту. Продавец оплачивает расходы за фрахт. Дополнительные расходы после отгрузки несет покупатель, на него ложится ответственность за сохранность груза. Согласно CFR, продавец осуществляет таможенную очистку груза для экспорта. Применим для перевозки водным транспортом.

 

«Стоимость, страхование и фрахт» — продавец выполнил обязательства по поставке после того, как товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец оплачивает только фрахт. Остальные расходы и риски несет покупатель. Согласно условиям CIF продавец обязан приобрести морское страхование в пользу покупателя на груз, который может повредиться в процессе перевозки. Им же проводится очистка груза для экспорта.

 

Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» — продавец доставляет товар, оплачивая все расходы до пункта назначения. На покупателя возложены риски повреждения груза. Согласно СРТ продавец осуществляет таможенную очистку для экспорта. Применяется для любого вида транспорта.

 

«Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» — продавец доставляет товар и оплачивает расходы до пункта передачи. Продавец по условиям CIP оплачивает страхование с минимальным покрытием. По условию СIР продавец проводит очистку товара от экспорта. Применяется при перевозке товаров любыми видами транспорта.

 

Термин «Поставка до границы» — продавец предоставляет неразгруженный груз, прошедший очистку от экспорта в указанном месте до поступления на ТГУ. Важно конкретно указать определение границы. Данный термин применим для перевозки товаров любым видом груза. В порту назначения будут применяться термины DES или DEQ.

 

«Поставка с судна» — продавец поставил товар, предоставив не прошедший таможенную очистку для импорта груз покупателю на борту судна в порту назначения. Продавец несет расходы и риски по доставке до момента разгрузки товара. Термин DEQ предусматривает продавцом взятие рисков по выгрузке товара на себя. Правила применяются при морских и смешанных перевозках, когда товар пребывает в порт на судне.

 

«Поставка с пристани» — продавец поставил товар на пристань в порт назначения, не прошедший таможенную очистку для импорта. Продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ предусматривает таможенную очистку товара покупателем и уплату налогов, пошлин и пр. расходов при импорте. Термины DDU и DDP возлагают на продавца риски и расходы по перемещению груза с пристани в другое место.

 

«Поставка без оплаты пошлины» — продавец предоставляет не прошедший таможенную очистку и неразгруженный товар в распоряжение покупателя в указанное место. Он несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой до места назначения. Любые дополнительные сборы оплачивает покупатель. Термины DES или DEQ применимы для поставки на борт судна или в порт на пристани.

 

«Поставка с оплатой пошлины» — продавец передает прошедший таможенную очистку и неразгруженный груз покупателю в месте назначения. Продавец несет все расходы и риски по транспортировке, а также любые сборы для импорта. Термин EXW поручает продавцу минимальные обязанности, а DDP — максимальные обязанности продавца. Термин DDU предусматривает взятие покупателем всех расходов и рисков по импорту товара.