Контейнеровозы

Стандартный контейнеровоз представляет собой большое судно длиной 70х397 метров. Это специальное грузовое судно способно перевозить до 15500 20-т футовых контейнеров. Благодаря полной автоматизации, контейнеровозы не требуют присутствия огромного штата экипажа. Обычно команда состоит из 10-26 человек. По классификации контейнеровозы производят по TEU. В морских контейнерных перевозках участвуют ISO-контейнеры.

 

Основная классификация контейнеровозов

Приведенная классификация контейнеровозов поможет детальнее ознакомиться с ними.

  • Handysize Class: 260–1000 TEU;
  • Handymax Class: 1000–1700 TEU;
  • Feeder Class: 1700–2500 TEU;
  • Sub-Panamax Class: 2500–4000 TEU;
  • контейнеровозы Panamax Class: 4000–7000 TEU;
  • контейнеровозы Post-Panamax Class: 7000−3000 TEU;
  • контейнеровозы Super-Post-Panamax Class/Е-class: более 13000 TEU;
  • контейнеровозы Triple E-class: 18000 TEU.

 

Контейнеровозы Panamax Class: 4000–7000 TEU

В далеком 1980 году был сконструирован первый контейнеровоз, имеющий вместимость 4100 TEU. Он получил название NeptuneGarnet и классифицировался, как грузоподъемное судно.

Немногим позже, в 1984 году было построено еще одно судно — American New York, вместимость которого составляла уже 4600 TEU. В течение двенадцати лет максимальная вместимость контейнеровозов колебалась в пределах 4500-5000 TEU, что считалось вполне приемлемым для того времени. Впоследствии эти суда получили новое название — Panamax-size vessels и имели следующие параметры:

  • длина – 294,1 м;
  • ширина – 32.3 м;
  • осадка – 12 м.

На сегодняшний день Панамский канал предусматривает две полосы для прохода суден, возможно, через время будет введена третья для контейнеровоза, вместимость которого превышает 1200 TEU.

 

Контейнеровозы Post-Panamax Class: 7000−13000 TEU

Компания APL положила начало развития контейнеровозовPost-Panamax, ею было предложено использование других морских путей, которые не требовали бы прохождения через Панамский пролив. Уже в 1996 году появилось судно ReginaMaersk с вместимостью 6400 TEU, это и послужило толчком к появлению суден нового поколения.

Динамика увеличения грузоподъемности суден:

  • 97 г. — 6600 TEU.;
  • 98 г. – 7200 TEU;
  • 99 г. – 8700 TEU.

Сегодня 30% контейнеров относят к Post-Panamax.

 

Контейнеровозы типа Super-Post-Panamax Class/Е-class: более 13000 TEU

Первое судно, относящее к данному классу, является EmmaMaersk, его вместимость составляет 15500 TEU. Так EmmaMaerskSuper-Post-PanamaxClass начал именоваться Е-классом. Суда данного класса легко проходят по Суэцкому каналу (длиной 163 км, шириной 80-135 км).

 

Контейнеровозы Triple E-class: 18000TEU

Компанией Maersk Line выполнилась постройка 20 судов Triple E-class. Компания панирует отказаться от услуг федерального флота, а в дальнейшем использовать суда класса R.

 

Конструктивные особенности контейнеровозов

 

Рассмотрим следующие особенности контейнеровозов:

  1. В трюме имеются вертикальные направляющие- cellguides, благодаря которым облегчается крепление контейнеров.
  2. Благодаря уникальному устройству палуб по ширине, а также присутствию тройных крышек люков, достигается оптимальный коэффициент раскрытия палубы – до 85%.
  3. Вся поверхность палубы пригодна для размещения контейнеров.
  4. Последние годы контейнера укладываются ярусами, поэтому начали делать опорные стойки между рядами. Согласно этому контейнера надежно фиксируются и приобретают большую сохранность груза.
  5. Благодаря удлиненному палубку или отбойному козырьку груз на контейнеровозах надежно защищен от пагубного воздействия морской воды.

 

Автоматизации контейнеровозов

 

Для автоматизации современные контейнеровозы применяются специальные компьютерные системы. Они рассчитывают прочность и устойчивость судна, а также осуществляют проверку плана загрузки по следующим критериям:

  • Совместимости контейнерных грузов с конструктивными особенностями судна – максимально допустимый вес контейнеров, высоту контейнерного ряда и пр.;
  • Совместимость грузов между собой согласно правилам SOLAS part IMDG Code.
  • Соответствие креплений весу груза;
  • Возможность доступа к источнику питания контейнеров-рефрижераторов.
  • В портах контейнеровозы обслуживаются на специально оборудованном терминале.

 

Различают следующие типы контейнеровозов: ISO-контейнер:

  • стандартный 20-футовый контейнер;
  • стандартный 40-футовый контейнер;
  • 20- и 40-футовый контейнеры типа OPEN TOP;
  • 20- и 40-футовый контейнеры типа FLAT RACK;
  • 20- и 40-футовый контейнеры типа TANK;
  • 20- и 40-футовый рефрижераторные контейнеры;
  • 40-футовый контейнер типа HIGH CUBE;
  • 45-футовый контейнер типа HIGH CUBE;
  • 48-футовый контейнер типа HIGH CUBE.

 

Как осуществляется крепление груза на контейнеровозах

 

Для того чтобы качественно закрепить контейнера, требуются твистлоки,он крепятся в нижних углах контейнерных ярусов. Применение креплений данного типа предотвращает пору груза смещение ярусов. Часто для максимально надежной фиксации контейнеров используют дополнительное диагональное и вертикальное крепление.

 

Согласно ГОСТу допустимо нависание контейнеров над судовыми конструкциями, если они не выходят за очертание бортов судна. Контейнера, закрепленные в ярусах, не должны препятствовать обзору пространства с навигационного мостика.

 

Современные контейнеровозы

 

Самым крупным контейнеровозом по итогам 2012 года стал MSC KALINA – первый из шести моделей данного типа, предназначенных для транспортировки 14336 TEU. Само судно Emma Maersk характеризуется большой вместимостью — 15570 TEU.

 

Перспективы развития контейнерного флота

 

Первые крупные суда ULCS ввел в проектировку Регистр Ллойда с Ocean Shipping Consultants Ltd. В 1989 году. В конце 2005 года регистром Germanischer Lloyd и корейскими верфи Hyundai Heavy Industries был представлен к рассмотрению совершенно новый проект судна, вместомость которого составила 13000 TEU.

 

Габариты судна составляют:

  • длина 382 м, ширина – 54.2, осадка – 13.5 м;
  • 2 гребных винта;
  • 2 двигателя, мощность которых составляет 45000 кw;
  • трюмы – 6230 контейнеров, палуба – 7210 контейнеров;
  • проектная скорость составила 25.5 узлов.

 

В обозримом будущем вместимость судов типа ULCS достигнет 18000 TEU. Планируется ввести в оборот суда, ширина которых составляет 60м, а осадка – 21м. Правда, такие большие суда не смогут проходить через Суэцкий канал.

 

Свежие публикации от компании Maersk сделала заказ на постройку 20 судов, вместимость каждого – 18000 TEU. Приемка первого судна по новому проекту произошла в августе 2013 года. В отрезке между 2010 и 2014 годом ожидалось введение в эксплуатацию еще 88-ми судов-контейнеровозов класса Е. Данное событие положило начало новой линейки судов, которые используются в пределах азиатско-европейских сервисов. Эксперты прогнозировали перевод судов с большой грузоподъемностью – до 10000 TEU на американские порты.

 

Ожидаемый лист ввода в эксплуатацию контейнеровозов грузоподъемностью более 13000 TEU на 2011–2014 гг. выглядел так:

  1. MSC: 23 судов, период ввода в эксплуатацию – 2010–2011 гг.;
  2. CMA CGM: 5 судов, период ввода в эксплуатацию – 2011 г.;
  3. COSCOn: 18 судов, период ввода в эксплуатацию – 2011–2013 гг.;
  4. HMM: 5 судов, период ввода в эксплуатацию –2012 г.;
  5. Hanjin: 9 судов, период ввода в эксплуатацию –2012 г.;
  6. CSCL: 8 судов, период ввода в эксплуатацию – 2012–2013 гг.;
  7. MaerskLine: 9 судов, период ввода в эксплуатацию – 2012–2013 гг.;
  8. UASC: 9 судов, период ввода в эксплуатацию – 2013–2014 гг.

 

Крупнейшие контейнерные операторы:

  1. A.P. Moller-Maersk Group Maersk Line;
  2. CMA CGM – Compagnie Générale Maritime (CGM) and Compagnie Maritimed’Affrètement (CMA);
  3. COSCO – China Ocean Shipping Company;
  4. CSCL – China Shipping Container Lines Co., Ltd;
  5. HANJIN – Hanjin Container Logistic;
  6. HAPAG LLOYD;
  7. HMM – Hyindai Merchant Marine;
  8. MSC – Mediterranean Shipping Company S.A.;
  9. Neptune Orient Lines (NOL Group)/APL;
  10. UASC – United Arabian Shipping Company.